Некомпьютерный художник Х.Р. Гигер
«Хотите знать, как выглядят ваши цепочки ДНК?
Взгляните на его работы».
Тимоти Лири
Швейцарский художник Ханс Руди Гигер (род. в 1940) известен прежде всего как дизайнер фильма «Чужой». Превратившись впоследствии в необыкновенно успешный во всех смыслах четырехчастный сериал, фильм поначалу не обещал ничего подобного, будучи всего лишь одной из картин в жанре horror, каковых в семидесятые производилось в Голливуде великое множество. Существует, однако, мнение, что своим счастливым переходом из разряда заурядных боевиков в сферу интересов интеллектуальной элиты тетраптих о «Чужих» обязан главным образом гениальному дизайну.
Гигер, пожалуй, единственный на сегодняшний день последовательный продолжатель традиций относящейся к позднему Средневековью и раннему Возрождению культуры макабра. Он воссоздает в своих работах мрачные образы абстрактного, рафинированного ужаса, поворачивая закосневшую в позитивизме аудиторию лицом туда, откуда мы все явились и куда в конечном счете канем. Безжалостное и нелицеприятное напоминание о грядущем предстоянии посмертным мукам, использование архетипических сюжетов и «коренных» образов ставит Гигера рядом с такими великими визионерами прошлого, как Вергилий, Босх, Сведенборг и Брейгель.В части творческого метода Гигер демонстрирует подход, свойственный многим из практикующих сегодня компьютерных художников. Леденящее правдоподобие, почти фотографический реализм, с которым он воспроизводит на картинах фрагменты своей безрадостной вселенной, вызывают у зрителя прямые ассоциации с психоделической осязаемостью образов, которые предлагают нам цифровые артисты.
Сама фактура изображения, матовый глянец полуорганических поверхностей, рекурсивная бесконечность «Paysages», мрачно-сепиевый колорит, наполняющий его работы, — все наводит на мысль о том, что наблюдаемое нами причудливое и чудовищное великолепие получено с помощью, например, Photoshop, путем неких весьма непростых манипуляций с каналами, каких-то колоризаций и текстуризаций.
Я, по крайней мере, купил альбом Гигера именно вследствие такой ошибки. С расстояния, отделявшего меня от стеллажа в Доме книги, изображение на обложке показалось мне типичным образцом digital imaging. Иными словами, я приобрел эту книгу как альбом цифрового художника, невольно рассматривал его работы как образцы компьютерной графики и оценивал их по соответствующим критериям. То обстоятельство, что Гигер, судя по всему, никогда не использовал электронных технологий, оказалось как бы не имеющей особого значения подробностью.
Известно, что в своей работе Гигер использует такие «недостойные» методики, как накладные шаблоны и напыление акриловых красок с помощью аэрографа. По его собственному признанию, эта техника освобождает его от рассеивающих художественные интенции подробностей, от необходимости расходовать эмоциональную и интеллектуальную энергию на детали. Цель же, которую он преследует, состоит в том же, в чем заинтересован артист, применяющий компьютер: стремление к беспрепятственному проникновению в скрытые области человеческого существа. Сошествие в преисподнюю, от века предшествующее albedo, мистическому воссоединению с утраченными частицами собственного естества. Разве не этого, отдавая себе отчет или нет, вожделеет цифровой художник, решающий проблему «сопротивления материала» простым и легко доступным в конце двадцатого века способом, — заставив заниматься преодолением этого сопротивления свою машину и свой Adobe Photoshop, или, скажем, свой Metacreations Painter?
Олег Пащенко
Автор благодарит Мирзу Бабаева (mailto:mirza.babayev@reporters.net)
за предоставленную информацию.
..