Винсент ван Гог стал символом человека, вложившего в искусство всю свою душу - настолько глубоко, что в конце концов он сам потерял её. “Умирать тяжело, но жить еще тяжелее”, писал он о своей жизни.
Сложно представит себе, сколько тягот пришлось перенести ван Гогу. Лишь десять лет потребовалось ему, чтобы полностью раскрыть свой талант – десять тяжелых лет, полных адского труда.
И все же - художник, за всю свою жизнь не продавший ни одной картины; душевнобольной человек; несостоявшийся проповедник; неудавшийся торговец - даже в самые трудные моменты своей жизни он продолжал считать, что нет ничего более достойного, чем любовь к людям.
Жизнь художника.
“Муки творчества”
Винсент Виллем ван Гог родился 30 марта 1853 г. на юге Голландии, в брабантской деревушке Гроот-Зюндерт, в семье протестантского пастора Теодора ван Гога (1822-1885). Сына назвали в память первенца, умершего при рождении год назад, в тот же самый день; многие считают, что это сильно повлияло на личность будущего художника.
Члены семьи ван Гогов были издавна связаны с искусством – вот и братья Теодора, Корнелий и Винсент, совладельцы крупной фирмы “Гупиль”, успешно торгуют картинами в Гааге. Лишь только закончив школу в Зевенбергене, молодой Винсент начал работу в семейном предприятии; он имеет успех, тем более, что искусство нравится Винсенту все больше и больше. В июне 1873 года двадцатилетнего голландца переводят в лондонский филиал фирмы.
Боль и любовь.
Здесь , в Лондоне, он провел два года – счастливейшие в жизни; Винсент сразу же влюбился в английскую живопись; часто, оставив работу, он бродит по музеям и галереям, восхищаясь работами мастеров – таких, как Коро, Рембрандт, Милле, Бретон.
Вскоре, впрочем, становится ясно , что интересы и пристрастия юноши не совпадают с интересами фирмы “Гупиль”; ему претит ремесло торговца, отношения с работодателями становятся все более напряженными . К тому же Винсент переживает муки первой несчастной любви. Его против воли посылают в Париж – но, пробыв там некоторое время, Винсент бросает работу в художественном салоне, и к марту 1876 г. возвращается в Лондон, охваченный новой страстью – религией.
Духовный поиск.
В апреле 1876 г. он переехал в небольшой пансион в Рамсгейте, где стал воспитателем. Он изучает Библию, собираясь посвятить жизнь Христу; мечтает быть проповедником - ведь “только два достойных ремесла есть на свете : священник и школьный учитель”. В июле он начинает выступать на собраниях в методистском приходе Тарнхэм-Грин; но увы - проповеди его не имеют успеха , это причудливая смесь религиозного фанатизма и сухих , скупых оборотов.
В январе 1877 года разочарованный Винсент вернулся в Голландию, к своей семье. В Дордрехте он работает в книжном магазине, не оставляя мысли о духовном сане; поэтому он переезжает в Амстердам, где поступает на богословский факультет. Вдохновенный проповедник штурмует бастионы сухой схоластики до 1878 г. ; однако так и не смог сдать экзамен на должность. Неудачи ожидают Винсента и в миссионерской школе в Брюсселе. Тем не менее, вскоре он отправляется проповедовать в Боринаж – один из самых беднейших районов в Бельгии.
“Братская преданность”
Теодор ван Гог, младший брат Винсента, родился в 1857 г. С детства оба испытывали сильную привязанность друг к другу; Тео остался единственным другом Винсента до самой его смерти.
Теодор также работал в фирме “Гупиль” – но его карьера была гораздо успешней. Вскоре он возглавил парижское отделение фирмы; здесь, в его доме на Монмартре, с 1886 по 1888 годы жил Винсент.
В 1888 году он помогает Винсенту перебраться в Арль, снабжает деньгами его друзей, выставляет картины брата. Теодор искренне верил в творческий гений Винсента и поддерживал его стремление к искусству.
Когда болезнь Винсента обострилась, Тео продолжал заботиться о нем – несмотря на то, что сам был серьезно болен; потрясенный смертью Винсента , год спустя сходит с ума и умирает сам Теодор. Оба брата были похоронены рядом друг с другом; могилы их обвиты плющом из сада доктора Гаше, последнего врача Винсента.
Всю жизнь братья поддерживали постоянную связь. Только благодаря переписке Винсента и Тео мы можем судить как о жизни, так и о личности художника.
“Обрести свою душу в горести”.
В январе 1879 года Винсент наконец-то получает место проповедника на угольных копях в Боринаже.
Страдания местных жителей ужаснули его. Изо всех сил Винсент пытается помочь им, стать не только “духовным пастырем”, но и другом обездоленных. Пустым словам он всегда предпочитает дело. Подобное рвение беспокоит церковников, и в июле 1879 года его переводят в другой поселок, а вскоре вообще снимают с должности.
Винсент отказывается покинуть поселок угольщиков; вскоре, в сильнейшей депрессии, без денег, он начинает странствовать по Бельгии и Франции – нищий бродяга, зарисовывающий быт бедняков; именно в эти тяжелые времена Винсент окончательно решил стать художником.
Крестьянский художник.
Весной 1880 г. Винсент вернулся в Брюссель, где всерьез занялся изучением живописи. Ему не удается поступить в Академию Искусств; однако это не остановило ван Гога : вскоре он начал учится у своего кузена Антона Мауве, художника известного и имеющего успех.
Вскоре, впрочем, отношения Винсента и Мовэ испортились - в 1882 г. Винсент женится на бывшей проститутке, Христине Марии Хоорник. С ней он живет полтора года – трудные времена: голод, нищета, постоянные ссоры. Но даже в этот период Винсент не оставляет занятий живописью.
“Живопись – подлинно тяжелая работа”, пишет Винсент своему брату. “ Заниматься ею – все равно что принимать участие в походе.”
В сентябре 1883 года Винсент и Христина, разочарованные друг в друге, расстались. Ван Гог вновь отправляется в странствия – около полугода он путешествует по голландской провинции Дренте.
Винсент в Париже.
В марте 1886 г. Винсент перебрался в Париж, к своему брату Теодору. Годы, проведенные здесь, много значили для него – вместе с Тулуз-Лотреком и Бернаром он берет уроки живописи; Теодор знакомит его с парижскими импрессионистами – Писсарро, Моне, Дега, Ренуаром. Одним из ближайших друзей Винсента становится Гоген.
Ван Гог любит рисовать парижские окрестности; темные тона картин нуэненского и антверпенского периода сменила дрожащая, кажущаяся небрежной техника импрессионизма и пуантилизма, что сделала палитру его картин более светлой.
В Париже Винсент заинтересовался и японским искусством – популярным в те годы в Европе. Он коллекционирует японские гравюры и сам рисует “japonaiserie” – среди которых особенно известны копии работ Хиросигэ , Утамаро, Моронобу, Хокусаи.
Голландия и Париж.
В конце 1883 года Винсент вернулся к родителям в Нуэнен, где ведет спокойную, размеренную жизнь, посвятив все свое время искусству:
“Что такое рисование? Это умение пробиться сквозь невидимую стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь.”
В марте 1885 года , освоив технику работы маслом, ван Гог пишет первую известную картину, “Едоки картофеля”. Окрыленный успехом, в ноябре он направился в Антверпен, где поступил в Академию Художеств по классу живописи– впрочем, в феврале ему пришлось покинуть это заведение: Винсент не выдержал строгого академического обучения.
В поисках нового ван Гог переехал в Париж, к своему брату. В художественном салоне Кормона он берет уроки живописи вместе с Анри де Тулуз-Лотреком, Джоном Расселом, Эмилем Бернаром. Новые стили, импрессионизм и пуантилизм, оказывают на него большое влияние, значительно высветив палитру художника.
Но пришлось узнать и темные стороны Парижа – города, полного искушений. Бессонница и алкоголь отрицательно влияют на душевное и физическое состояние Винсента. Он впадает в сильную депрессию: “Любовь к искусству убивает всякую любовь.”
Очарование юга.
Ван Гог стремится в теплые края, на юг:
“Сюда следует направляться всем тем, кто любит искусство… Будущее искусство – на юге”, пишет он своему брату.
В феврале 1888 года он переезжает в Прованс, в город Арль. Здесь, в сельской области, он решил создать коммуну для своих парижских друзей – и вскоре , сняв знаменитый “Желтый дом” на площади Ламартен, Винсент превращает его в студию.
В Арле он пишет свои самые любимые сюжеты – сельские ландшафты, цветущие весенние сады, множество портретов (например, знаменитые портреты семьи Рулен); часто выезжает на пленэр к морю, в Сен-Мари. Летом же ван Гог приглашает к себе Поля Гогена.
К осени тот приезжает в Арль и друзья начинают работать вместе.
Искусство лечит.
Состояние утомленного художника все хуже и хуже. Постоянные ссоры и творческие разногласия приводят к тому, что 12 декабря в припадке безумия Винсент пытается напасть на Гогена. Полицейские помещают ван Гога в лечебницу – Гоген же немедленно возвращается в Париж.
Серьезная потеря крови и сильные эпилептические припадки угрожают жизни художника. В феврале 1889 г., когда Винсент, казалось бы, совсем оправился от потрясения, происходит новый приступ. В марте, после очередного помутнения рассудка у ван Гога, встревоженные жители Арля требуют содержать его под стражей.
Ван Гог решает покинуть город. По просьбе брата в мае его переводят в близлежащую лечебницу Сен-Поль, в городке Сен-Реми.
Художник понимает – лишь в творчестве он может найти спасение от болезни. Лишь творчеством он излечит себя сам . Поэтому в Сен-Реми Винсент, несмотря на частые приступы, постоянно работает Здесь он пишет многие знаменитые картины– например, “Звездную ночь над Роной” и “Ирисы”. Даже если ему запрещают покидать лечебницу, он пишет по памяти и создает копии картин старых мастеров – Рембрандта, Делакруа.
Благодаря Теодору, работы ван Гога наконец-то выставлены на крупных парижских и брюссельских выставках.
“Доктор Гаше”
В середине 1890 г. ван Гог прибыл в Овер, местечко возле Парижа, где до самой своей смерти находился под наблюдением терапевта-гомеопата Поля Гаше (1828-1909) – большого ценителя импрессионизма и художника. Хотя поначалу Винсент относился к нему настороженно, вскоре они становятся друзьями. Гаше был одним из немногих , кто высоко ценил картины ван Гога, и считал тяжелое состояние Винсента не следствием душевной болезни, но мучительными страданиями души художника.
В Овере ван Гог при помощи Гаше – искусного гравера - вплотную занялся техникой офортов и гравюр, что заинтересовала его еще в юности, в Лондоне. Помимо портретов доктора Гаше и его семьи, он создает единственный в своей жизни офорт “Человек с трубкой”, на которой изображен сам доктор.
Последние месяцы.
Зима 1889 года была тяжелой для ван Гога. Приступы случаются все чаще, все сильнее. Винсент погружается в состояние бессознательного безумия. Едва прийдя в себя, ван Гог умоляет брата забрать его.
В мае 1890 г. ван Гог переезжает в парижское предместье Овер-сюр-Уаз, где находится на попечении доктора Поля Гаше. Здесь Винсент, кажется, забывает свои невзгоды: терапия Гаше оказывает самое благостное воздействие. Он пишет много и быстро; пейзажи его, выполненные рукой настоящего мастера, пронизаны, впрочем, каким-то мрачным ожиданием.
Но здоровье его брата, Теодора, становится все хуже. Винсент взволнован этим. 27 июля, рисуя с натуры, он пытается покончить жизнь самоубийством, выстрелив себе в грудь. Через двое суток он умирает на руках у своего брата. “Печаль продлится вечно”, сказал ван Гог перед смертью.
В Овере его отказались хоронить. Винсент ван Гог упокоился на кладбище в соседней деревушке, Мари, 30 июля 1890 г.
“Искусство и стиль”
Ранний период.
Безусловно, ван Гог интересовался искусством с самого детства; насколько мы можем судить по сохранившимся юношеским рисункам, большое влияние на будущего художника оказал Жан-Франсуа Милле. Не случайно Винсент поступает и в фирму “Гупиль” , где занимался продажей картин.
Известно, что в Лондоне он начинает всерьез заниматься рисованием, однако окончательное решение Винсент принял в 1880 году, покинув пост священника в Боринаже.
Ранние картины и рисунки ван Гога в основном посвящены жизни бедняков - крестьян, ткачей, угольщиков, рыбаков – как им самим, так и бледным ландшафтам деревушек. И хотя обилие темных тонов создает меланхоличную атмосферу, сам Винсент восхищается простотой и безыскусностью простолюдинов. “Я хочу быть крестьянским художником”, говорит он. “Искусство делается для народа.”
Нельзя сказать, что в технике картин раннего периода есть что-то особенное – ван Гог еще недостаточно владеет мастерством художника и находится под большим влиянием Бретона, Мауве и Милле; впрочем, уже на этих картинах он пытается передать не столько внешнее сходство, сколько свои собственные впечатления, свое внутреннее состояние.
В начале 80ых ван Гог, впечатленный английскими гравюрами, старается перенять саму технику, передать это “фотографическое” впечатление – он делает множество набросков, пишет чернилами, углем, пастелью, гуашью.
Ярким примером может стать картина “Едоки картофеля” (1885), где, следуя принципам гравюры – невероятно четким линиям, сильной контрастности, прекрасно переданной игре света и тени – ван Гог воплощает свои замыслы в новой технике, работая маслом.
В этот период для ван Гога характерно рассматривать рисунок и цвет как единое целое.
Во второй половине 19 века в Европе возникла мода на все японское. Таинственный Восток и до этого притягивал европейцев, но теперь, в связи с прекращением культурной изоляции, после реставрации монархии в Японии, в Европу хлынул поток “восточных диковин”.
Судя по письмам, ван Гог познакомился с восточным искусством еще в Антверпене, в 1885-86 годах – ведь именно голландцы на протяжении многих лет вели торговлю с Японией.
Для художника, давно интересовавшегося техникой гравюр, открытием стали японские литографии, “укийо-э”. Они настолько впечатляют Винсента, что, находясь в Париже с 1886 по 1888 г., тот пишет как копии с работ японских художников, так и подражания им. Сохранилось не так уж и много “японских картин” ван Гога, но и среди них стоит отметить “Цветущие сливы” , “Мост во время дождя” (по мотивам литографий Хиросигэ) и “Куртизанку” (по мотивам литографии Хокусаи).
“Нервы японца тоньше, а восприятие проще…”, пишет ван Гог. “Поэтому японское искусство пребудет всегда.”
Безусловно, техника японских литографий и особый, “пустотный” принцип восприятия мира и живописи наряду с техникой импрессионизма сильно повлиял на работы ван Гога в Париже – в качестве примера можно привести многочисленные натюрморты в японском духе и пейзажи парижских окрестностей, по стилистике подчас напоминающие городские виды в японской национальной живописи.
Становление художника.
С 1883 по 1886 годы ван Гог становился живописцем в буквальном смысле этого слова – он учится самым азам рисования в Академии, у своих друзей и родственников – Антона Мауве, Антона ван Раппарда. И пусть академизм классической живописи раздражает Винсента, но постепенно он не только приходит к осознанию цвета, но и находит для его выражения собственную технику, характерную для импрессионистов: “следует сильно преувеличивать эффект, созданный контрастом или гармонией цветов, чтобы верно передать природу вещи.”
Портреты человеческой души.
Всю свою жизнь Винсент писал портреты ; неважно, будь то крестьянка, священник или доктор, каждая картина была своеобразной психологической повестью. В одном только Париже, с 1886 по 1888 г. ван Гог написал 28 автопортретов.В этих работах стоит отметить влияние пуантилизма – напомним, что, будучи здесь, ван Гог познакомился со многими импрессионистами, среди которых был Жорж Сера.
“Автопортрет” 1888 г. (вверху) до сих пор вызывает множество споров у искусствоведов. Сам ван Гог писал : “Утрируя свою личность, через пепельные тона, гармонирующие с темной одеждой, и аскетичные линии я пытаюсь придать ей характер простодушного почитателя Будды”. С другой стороны, многие критики видят здесь изможденного и обессилевшего человека, пребывающего на грани нервного напряжения - но никак не спокойного аскета.
“Чрезмерность во всем”.
Многим кажется, что картины, написанные в Провансе – в южных городках Арле и Сен-Реми - лучшие в творчестве ван Гога; сложно, однако, определить “лучшее из лучшего” - быть может, портреты семьи Рулен? Или впечатляющие пейзажи с кипарисами и оливковыми рощами? Может, виды площадей Ламартен и Пляс-дю- Форум, или “Звездные небеса”? Так или иначе, сердце Винсента принадлежит Провансу – и только здесь, несмотря на все тяготы, ему удалось полностью раскрыть свой талант колориста.
Цвет бушует на картинах ван Гога. Он отдается этой чрезмерности во всем – в силе цвета, в его нервности, в мощной выразительности. Видимо, эта страсть – с которой, бывало, Винсент проповедовал Слово Божье бедным углекопам – это страстное желание вложить в картину себя самого и стало причиной окончательного душевного срыва.
Даже будучи помещенным в лечебницу, ван Гог посвящал время художникам, вдохновлявшим его в прошлом : Милле, Делакруа, Рембрандт (“Фигура Ангела”, “Восставший Лазарь”, “У врат вечности”). В Сен-Реми многие из картин Винсента по сюжетам мастеров были написаны по памяти или остались в эскизах - из-за сильных приступов врачи часто запрещали ван Гогу заниматься живописью или покидать здание лечебницы.
“Стул с трубкой”.
“Стул с трубкой” (1888) очень часто сравнивают с картиной Гогена “Кресло”, написанной в то же самое время, там же, в “желтом доме” в Арле – настолько они несхожи, отличаясь друг от друга словно день и ночь.
Композиция основана на вариации цветовых пар – голубого и оранжевого, красного и зеленого; однако чистые цвета мы видим только в ярких , выразительных мазках, подчеркивающих основные линии рисунка. Остальное же пространство заполнено смешанными цветами; это лишь усиляет контраст меж линиями и цветом. Искажая перспективу пола и ножек стула, художник передает конфликт между личностью и искусством - подобное видение мира называют субъективизмом, и это характерно для большинства для ван Гога.
Трубка, платок и табак лежат в фокусе картины, дополняя общую палитру - нейтральные цвета среди нервных мазков, где перемешаны теплые и холодные оттенки.
Ван Гог передает фактуру пола волнистыми
мазками – что вообще характерно для него в этот
период.
Душа природы.
Еще в Нуэнене и Антверпене распространенными сюжетами картин Винсента, наряду с изображением повседневного городского быта, стали натюрморты – видимо, не только потому, что бедному художнику гораздо легче позволить себе написать автопортрет или купить фрукты, нежели чем оплачивать живых натурщиков. Традиционные, казалось бы. “вазы с цветами” и “натюрморты с фруктами” привлекали его всю жизнь.
Дело, по-видимому, в том, что для ван Гога не существовало особой разницы между пейзажем и натюрмортом – с его почти языческим стремлением наделять собственной душой все вещи. Неважно, кажутся ли они нам с вами одушевленными или нет – на картинах ван Гога в равной мере оживаег всё – будь то леса , пшеничные поля или же стул и кровать художника. “Я настолько чувствую эмоции, которые передает природа, что порой не могу выдержать этого и падаю в обморок.”
Приняв один из принципов импрессионизма – передачу чистой формы предмета, ван Гог вслед за своими знаменитыми соотечественниками - Рембрандтом, ван Дейком, Хоббема - стремится одновременно показать и его суть.
Очарование юга Франции.
После двух лет, проведенных в Париже, Винсент ван Гог устремился на юг Франции – что произвел на него неизгладимое впечатление, сравнимое разве что с пейзажами любимой Японии. Вскоре сюда прибыли и его друзья, Поль Гоген и Эмиль Бернар, и также прославили провансальские сюжеты на своих полотнах.
Вообще, Прованс и французское побережье всегда
притягивали к себе импрессионистов. В середине
80ых здесь, в Сен-Мари, много работали Сезанн и
Мане. В 90ые годы сюда часто возвращался Гоген. На
Ривьере долго жил Ренуар – с 1903 по 1907 годы. Матисс
и Пикассо стремились попасть в Ниццу и Сан-Тропе.
“Папаша Танги”, холст, масло, 92*75, 1877-88
(музей Родена, Париж / AKG London / Erich Lessing)
Здесь изображен Жан-Франсуа Танги, близкий друг ван Гога, торговец красками; в магазинчике его часто выставлялись работы импрессионистов – Сезанна, Гогена, Моне, Ренуара – и там же встречались парижские художники-авангардисты.
Ван Гог написал портрет Танги в артистическом кафе “Тамбурин”. Винсент украсил его стены копиями с японских гравюр, что создает смысловой контраст меж изящным и изысканным искусством и грубыми, простыми, парадоксально нежными цветами, которыми изображен Танги.
1 – простоту и приземленность “папаши Танги” комбинацией гармонирующих светло-серых и темно-коричневых цветов, ярко выделив на сером фоне его рот и темные глаза.
2 – справа от головы Танги находится одна из копий Хиросигэ, “Вишня в цвету”. Но и она выглядит не столько подражанием , сколько “импровизацией на тему”, поскольку в ней ван Гог противопоставляет контрастирующие розовые и темно-зеленые цвета.
3 – руки Танги гармонируют с цветом лица на фоне одежды. Это – руки рабочего человека, написанные скорее в привычной манере голландского периода.
Во время пребывания в Арле ван Гог избрал для своих зарисовок ночное кафе, расположенное в местной гостинице – быть может, оно чем-то напоминало ему знакомое парижское артистическое кафе “Тамбурин”. Бродяги, прикорнувшие в углах, сутенеры и проститутки – все они часто были невольными натурщиками ван Гога.
Надо заметить, что стремление изображать “дно жизни” было не столько данью декадансу, модному в ту пору, сколько желанием найти гармонию и красоту во всех проявлениях человеческой жизни. “Мне гораздо ближе плачущая проститутка, страдающая от шанкра, нежели страдания скорбящей Мадонны”, признавался сам Винсент.
“В своей картине”, пишет он своему брату, “я попытался выразить неистовые человеческие страсти красным и зеленым цветом. Всюду столкновение и контраст этих цветов. Я пытаюсь показать, что кафе – это место, где можно погибнуть, сойти с ума, совершить преступление. Я пытаюсь передать демоническую мощь кабачка в атмосфере всеобщего добродушия.”
1 – темно-зеленый бильярдный стол посредине контрастирует с глухо-желтыми половицами и нежно-зеленым цветом прилавка. Обратите внимание на кроваво-красный шар, ярко выделяющийся в правом углу стола – одновременно нарушающий гармонию текстуры зеленой ткани и связывающий противоборство зеленого и красного, подобно Инь и Янь.
2 – лампы украшены размытыми ореолами оранжево-зеленого цвета, сдерживающими контраст между ярко-желтыми лампами и красными стенами. Блики ламп отражаются в окне, на фоне темного коричневого ночного неба.
3 – пастозные глухо-желтые линии, передающие фактуру пола, вместе с красными стенами являются основными соперничающими элементами на картине.
4 – лимонно-желтый свет четырех ламп по углам комнаты сдерживает буйство цвета, подобно четырем опорным столбам в нервном море красок.
Первые полгода, проведенные на юге Франции, были настоящим раем для художника.
В ожидании своего друга, Поля Гогена, ван Гог пишет для него картину. Здесь используются лишь основные тона, все формы упрощены – для того, чтобы придать предметам вид отдыха и сна. Сам ван Гог считал “Спальню” настоящим натюрмортом – в котором нет ничего, кроме плоских и гармоничных цветов.
“Мне было бесконечно приятно писать этот интерьер, выполненный безо всяких ухищрений, с простотой Сёра, плоскими и грубыми пастозными мазками. С помощью этих тонов я попытался передать чувство абсолютного покоя.”
1 – лазурный тазик и кувшин на столике, написанном в тех же тонах, что и кровать, почти сливаются со стенами.
2 –на бледно-лиловой стене – черные рамки картин. Это единственный дополнительный цвет на этом полотне.
3 – кроваво-красное одеяло на бледных, лимонно-желтых подушках - единственный контрастирующий цвет на картине – является своеобразным символическим центром, объединяющим вокруг себя все остальные детали.
4 – кровать из желтого хрома на блеклом, приглушенно-красном полу мягко контрастирует со светло-лиловыми стенами.
Даже находясь в лечебнице, ван Гог отдавал все свои силы живописи. Летом, во время своих отлучек из больницы в Сан-Реми он пишет множестов этюдов – темой которых часто становятся пшеничные поля и кипарисы, характерная часть провансальского пейзажа.
Картина предназначалась для художественного критика Альбера Орье как своеобразная иллюстрация к взглядам ван Гога на роль цвета в живописи. В письме к нему Винсент сообщает:
“Этюд, предназначенный для вас, изображает кипарисы на краю хлебного поля летним днем, когда дует мистраль, неожиданно врывающихся в желтизну хлебов.”
“Хлеба и кипарисы” - это попытка воспроизвести эффекты, созданные окраской листвы, горными вершинами и переливающимися тонами неба. Картина музыкальна в буквальном смысле этого слова – ван Гог пытается передать в красках шум травы и листвы под южным ветром.
1 – подобные размытые контуры лиловых альпийских предгорий (написанные прусской синей) характерны для восточной живописи.
2 – светлая лазурь неба прикрыта облачными переливами. Их необычную форму можно объяснить сильными порывами мистраля, теплого южного ветра.
3 / 4 – в желтые хлеба вплетены трава и кустарник, переданные зеленой и лазурной красками. Прибегнув к классической импрессионистской манере, ван Гогу удалось мастерски передать эффект движения стеблей под порывами ветра.
После смерти художника его брат Теодор, унаследовавший большинство картин, устраивает в сентябре 1890 года первую мемориальную выставку. Однако вскоре, 25 января 1891 года, умирает и он, после чего картины Винсента ван Гога наследуют жена Теодора, Йоханна, и ее сын, Винсент Виллем ван Гог (1890 –1978).
Еще в 30ых годах Винсент собирает обширнейшую библиотеку , посвященную как творчеству своего знаменитого предка, так и европейскому искусству второй половины 19 века. В 1962 году он передает её в дар Фонду ван Гога (основан в 1960 г.) вместе с коллекцией картин.
В 1969 году по инициативе правительства Голландии начинается строительство Музея ван Гога по проекту известного архитектора-модерниста, член объединения “Де Стиль”, Геррита Ритвельда, большого поклонника творчества ван Гога. Проект здания был начат уже в 1961 году и завершен в 1963.
Музей открылся в 1973 году. Помимо основных комнат – расположенных на четырех этажах музея – был построен зал для демонстрации фильмов, лекционное помещение, хранилище, библиотека с читальными залами.
На первом этаже выставлены картины с 1880 по 1887 годы. Поднявшись выше, посетитель может ознакомиться с работами ван Гога 1887-90 годов. На третьем этаже выставлены известные эскизы художника; на четвертом расположен кинозал, актовый зал несколько лекйионных помещений.
Государственный музей ван Гога сразу же становится одним самых посещаемых в Амстердаме. В 80ых годах, однако, становится ясно, что здание не выдерживает огромного наплыва посетителей.
По инициативе мэрии Амстердама музей начинают перестраивать в 1997 году, под руководством известного японского архитектора Кисё Курокава. Он вносит некоторые изменения в старое здание и возводит у правого крыла новый корпус.
В музее постоянно проводятся выставки, посвященные искусству 19 века, театральные представления, концерты – все это благодаря оригинальной архитектуре и акустике помещения. . Рядом, на Музеумплейн, 4, находится библиотека и богатый архив, где собраны как старые, так и современные книги по искусству, исследования, посвященные творчеству ван Гога и французских импрессионистов, письма и бумаги художника.
НАСЛЕДИЕ ХУДОЖНИКА.
После смерти ван Гога в конце 90ых годов его имя становится известным в Европе . Большую роль в этом сыграл все более возрастаюший интерес к импрессионизму; с другой стороны, гении, как известно, всегда опережают свое время и часто остаются непонятными для современников.
Для многих пост-импрессионистов - например, для де Вламинка или Мондриана - ван Гог стал настоящим духовным учителем. Влияние его ощущается как в кубизме так и других направлениях модерна начала 20 века.
Интереск его творчеству возрастал все больше и больше. Вскоре были опубликованы и письма Винсента, изданные и прокомментированные его близким другом, художником Эмилем Бернаром.
Среди биографий ван Гога наиболее известна книга Анри Перрюшо “Жизнь ван Гога”, вышедшая во Франции в 1956 году. Двадцать лет спустя по этой книге был поставлен фильм “Винсент”, в котором роль художника сыграл Дон Маклин.
(с) 1999 K.K.DeAgostini, Япония
(c) Перевод с японского Shelly
2001 Russian Gothic Project
..