Выразителями иррациональности бытия и последователями нетрадиционных средств выражения своего отношения к миру были многие великие художники: голландец Иеронимус
Босх, английский живописец и поэт-романтик Уильям Блейк, «принц грез» - француз
Одилон Редон и даже немецкий пейзажист Каспар Давид Фридрих. Но наибольшее
развитие иррациональный взгляд на мир получил в творчестве сюрреалистов.
Художественная
школа сюрреализма возникла в Париже в 1924 году. Ее основателем являлся Андре
Бретон, который тогда учился в университете на врача-психиатра. Долгое время он
входил в группу дадаистов – наиболее радикальных приверженцев смены старого
искусства, основанного на наследии античности и Ренессанса, новым. В своем
отрицании классического искусства дадаисты доходили до пародирования самого
процесса творчества, создавая коллажи и рисуя причудливые механизмы. На своих
выставках дадаисты предлагали удивленному зрителю топор, с помощью которого тот
мог выражать свои пристрастия. Но вскоре Бретон понял, что деструктивность
дадаизма без положительного пафоса не может породить истинно новое искусство. В
мастерской Бретона собирались многие писатели и художники, такие как Макс Эрнст
и Андре Массон, которые придерживались мнения, что современному искусству
следует искать идеи в мире подсознательного, в который пытались проникнуть
Фрейд и его ученики.
Принцип
психоанализа, разработанный Фрейдом, основывался на методе свободных
ассоциаций: когда человек, отталкиваясь от какого-либо слова или образа,
высказывает все, без разбору мысли, которые приходят ему в голову. Так же
рождается сюрреалистическое произведение: он возникает вследствие произвольного
с точки зрения логики соединения в тексте либо на холсте различных слов или
образов. Бретон разработал метод автоматического письма, при котором движения
руки, пишущей слова, опережали движение мысли. С помощью такого метода им
вместе с Филиппом Супо была написана поэма «Магнитные поля»:
Свисают бесцветные газы
Щепетильностей три тысячи триста
Источников снега
Улыбки разрешаются
Не обещайте как матросы
Львы полюсов
Море море песок натурально
Бедных родителей серый попугай
Океана курорты
7 часов вечера
Ночь страны гнева
Финансы морская соль
Осталась прекрасного лета ладонь
Сигареты умирающих.
В своем «Манифесте сюрреализма» Бретон назвал следующие основные приемы нового
искусства: автоматизм, использование так называемых обманок и сновидческие
образы. В нем же он определял сюрреализм как “чистый физический автоматизм,
посредством которого мы стремимся выразить в слове или в живописи истинную
функцию мысли. Эта мысль продиктована полным отсутствием всяческого контроля со
стороны рассудка и находится за пределами всех эстетических и моральных норм”.
Вскоре сюрреалисты получают мировое признание и участвуют в международных
выставках. Однако в конце двадцатых
годов наступает кризис, связанный с увлечением Бретона коммунистическими идеями переустройства мира, а как
говорил русский классик «где много политики, там мало культуры». Выйти из этого
кризиса сюрреализм смог благодаря деятельности Рене Магритта и Сальвадора Дали.
Последний очень рано отделился от кружка Бретона, ограничивавшего его
творческую свободу, и считал себя
истинным сюрреалистом. Впрочем, Дали отличало от других и то, что он никогда не
стремился ниспровергать классиков и считал, что техника старых мастеров не
может быть улучшена.
Но творчество
Дали широко и многообразно, и его исследование выходит за рамки данной статьи.
Давайте же рассмотрим личности и творчество других видных представителей сюрреализма.
Андре Массон
(1896-1987) – французский художник, одним из первых включившийся в движение
сюрреалистов. Он работал методом графического автоматизма: водил индийской
тушью по бумаге. Случайно возникающие линии и пятна напоминали некие образы,
который при следующем движении руки изменялись. Например, птица могла
превратиться в женщину. Экспериментировал Массон и с другими техниками
(например, бросал песок на покрытый клеем холст, получая при этом причудливые
изображения). Некоторое время он иллюстрировал сюрреалистический журнал
«Обезглавленный», но в дальнейшем потерял интерес к сюрреализму и стал
театральным художником.
Ив Танги
(1900-1955) – другой крупный представитель абстрактного сюрреализма работал
в совершенно ином стиле: он тщательно вырисовывал объемные биоморфные фигуры на
своих картинах. Первоначально работая моряком, Танги решил стать художником
после того, как посетил выставку Джорджо Де Кирико. Чувство необъятности
пространства, которое он населил странными существами, возникло у Танги именно
в бытность моряком. В его картинах не найти классических образов Де Кирико, он
совершенно самобытный художник не
похожий ни на кого из представителей абстрактного искусства. Одни из его лучших
картин – «Лента излишеств» и «Мама, папа ранен!» - наполнены тревогой. Критики
назвали эти пустынные ландшафты «жестоким и
дотошным
описанием первых дней после катастрофы». Позже в этих картинах стали угадывать
предчувствие пейзажей после атомного взрыва.
Хотя Танги
стремился избегать ассоциаций, ему это не всегда удавалось: на его картине
«Расточители» (1940 г.) монументальные фигуры похожи на человеческие мышцы и
геологические образования. На картине «Шуты» (1954 г.) изображена некая
процессия аморфных фигур. На монохромном полотне выделяется красный прямоугольник,
который вызывает ощущение движения.
Макс Эрнст
(1891-1976) изучал философию в Боннском университете, где подружился с
Арпом, внушившим ему идею о необходимости создания новой концепции искусства.
Впоследствии Эрнст становится дадаистом и издает журнал «Личинка стыда», в
котором пропагандировались идеи этого движения. В 1922 году Эрнст переезжает в
Париж и через пару лет становится видным сюрреалистом. Эрнст изобрел технику
фроттажа: однажды он положил бумагу на пол и натер ее графитом. Рельеф растрескавшегося
паркета создал на листе выразительную фактуру. Впоследствии фроттажи делали,
используя любую негладкую поверхность.
В 30-е годы, в
тревожное время для немецких художников, Эрнст создает в этой технике
фантасмагорические пейзажи (его любимым художником был Каспар Давид Фридрих).
Кроме того он экспериментирует и с
граттажем, то есть счищает краску с поверхности холста, задавая тем самым новую
тему. В этой технике написан «Пейзаж с озером и химерами» - картина,
проникнутая мрачным предчувствием.
В годы,
непосредственно предшествовавшие второй мировой войне, Эрнст пишет серию
городских пейзажей с использованием техники гравировки. На первый взгляд эти
произведения напоминают призрачные изображения городов, которые слово
вырисовываются на горизонте, однако, присмотревшись, мы замечаем, что это не
более чем мираж. Критики рассматривали эти работы как отражение ощущения
мрачности и безысходности, охватившего европейцев.
Рене Магритт (1898-1967) – один из самых
загадочных художников. На картине «Шедевр, или Мистерия горизонта» (1955 г.)
лунной ночью на городском пустыре стоят три человека в одинаковых черных котелках. Их фигуры четко
вырисованы. Они повернулись в разные стороны, и не один не смотрит на зрителя.
Над головой каждого светит ранний месяц. Этот загадочный господин в котелке
часто встречается на картинах великого бельгийского художника.
В работе «Путь в
Дамаск» (1966 г.) тоже изображен котелок. Но он находится не на голове
человека, а висит в воздухе над костюмом клерка. Рядом стоит обнаженный
мужчина, которому, вероятно и принадлежит одежда. Магритт представляет человека
существом, у которого отсутствует мозг.
На картине
«Память» (1948 г.) нарисован окровавленный гипсовый слепок женской головы. Но
этот образ не вызывает отвращения, ибо картина носит отвлеченный характер и
воспринимается как сон. Память играла в творчестве Магритта существенную роль,
художник считал необходимым как можно более точно изображать предметы, которые
его вдохновляли
В «Красной
модели» (1935 г.) на землю перед деревянной стеной поставлена пара ботинок-ног.
Десять пальцев тщательно вырисованы. Но на месте лодыжек – шнуровка, а сами они
полые. Картины Магритта – жесткие интеллектуальные игры, посредством
которых
художник пытался заставить зрителя заметить странности, скрытые в обыденном
укладе жизни.
Сюрреализм оставил огромный след в истории современной
культуры. Отголоски его слышны и в творчестве художников постмодернизма.
Виталий Чигарев
2000 Russian Gothic Project
..