Великий норвежский художник Эдвард Монк
родился 12 декабря 1863 года в Лютене, Норвегия. Он
начал рисовать в семнадцать лет в Христиании
(ныне Осло). Государственный грант,
предоставленный в 1885 году, дал ему возможность
обучаться в Париже. В Париже Монк познакомился с
творчеством известных символистов и
импрессионистов. Он увлекся философскими
учениями Фридриха Ницше, традициями
скандинавского театра. Досконально изучив
французскую живопись конца XIX в., Монк пришел к
выводу, что отстраненность от психологических
проблем, характерная для импрессионизма, не для
него.
Монк обратился к собственному, глубоко личному
стилю, основанному на его страхах, фобиях,
душевных переживаниях. "Болезнь, безумие и
смерть - черные ангелы, которые ... сопровождали
меня всю жизнь", - напишет он в своем дневнике.
Долгие годы художник не мог оправиться от
потрясения, вызванного в детстве смертью матери
и пятнадцатилетней сестры от туберкулеза. Это
трагическое событие легло в основу одной из
ранних работ Монка - "Больная девочка" (1885-1886
гг.). Лицо полулежащей девочки-подростка теряет
определенность среди синих, бледно-желтых,
серовато-коричневых мазков. Кресло и другие
предметы мебели также написаны длинными тонкими
мазками, напоминающими потоки дождя на оконном
стекле. В картине почти нет темных тонов, и это
придает сюжету оттенок духовной
просветленности, очищения через страдание.
В 1892 году Монк уезжает в Германию, где
знакомится со многими близкими ему по духу
художниками. Он стремится предать через свои
картины свое болезненное состояние, часто
приводившее его к тяжелым приступам депрессии.
Эти настроения пронизывают и картину "Танец
жизни" (1900 г.). В свете северной белой ночи
кружатся в танце пары, контуры их растворяются в
вихре движения. Четко прорисованы лишь две
фигуры по краям картины - молодая девушка в белом
платье и одетая в черное женщина средних лет. Так
Монк лаконично и сурово передал основной смысл
картины - надежды юности сменяются, одиночеством,
старостью и страданиями.
В 1892 году выставка его картин в Берлине, так
поразила и возмутила власти, что была закрыта.
Однако Монка это не сломило и он продолжал
работать. Лучшая и наиболее известная работа
Монка - "Крик" (1893 г., Национальная галерея в
Осло). Эта картина справедливо считается
предвосхитившей экспрессионизм, своеобразным
манифестом этого движения, так и называемого
иногда "искусством крика". Художник так
изложил ее содержание: "Я прогуливался с двумя
друзьями вдоль улицы - солнце зашло, небо
окрасилось в кроваво-красный цвет, - и меня
охватило чувство меланхолии. Я остановился
обессиленный до смерти и оперся на парапет. Над
городом и над черно-голубым фьордом, как кровь и
языки огня, висят тучи. Мои друзья продолжали
свою дорогу, а я стоял, пригвожденный к месту,
дрожа от страха. Я услышал ужасающий
нескончаемый крик природы".
Меланхолия пронизывает и картину "Мост" с
невыразительными или скрытыми лицами и тяжелыми
формами деревьев и зданий. Отражения сексуальных
фобий - в его изображении женщин, то девственно
чистых и невинных, то предстающих в виде демониц
("Мадонна"). Мадонна Монка - обнаженная
красавица, с длинными развевающимися черными
волосами. Чувственная линия силуэта
контрастирует с нервным, вульгарным лицом, с
глазами, полными злости - образ одновременно
притягивающий и отталкивающий.
В 1908 году фобии Монка усилились и он был
госпитализирован. В следующем году он
возвращается в Норвегию и живет там до своей
смерти 23 января 1944 года. Относительное
спокойствие остальной части жизни, отражено в
его фресках для Университета Осло и пейзажах.
Хотя поздние работы Монка и не такие
пронзительные, возвращение к самоанализу
отмечается в его последних портретах ("Между
часами и кроватью"). Большое собрание
картин художника находится в Галерее Монка и
Национальной галерее в Осло, несколько работ
находятся за пределами Норвегии. Виталий Чигарев