Смерть и красота
An die Schonheit. У берега моря, на цветущем
лугу, высокие деревья сплелись в кружевные узоры.
Точно грезы пустынной земли, они возносятся к
небу и слушают нежные шумы прибоя. Туда, в
ликующий солнечный день, пришел Человек и увидел,
что мир прекрасен. Он опустился на колени и стал
молиться, закрыв лицо руками. И слезы потекли из
его глаз, неудержимые слезы восторга и муки перед
тайной красоты. Тот, кто обожал природу, кто
отдавался всеми порывами сердца и мысли великим
чарам ее непостижимости - поймет, почему этим
примиряющим аккордом закончил Макс Клингер
последнюю серию своих офортов: "О смерти".
Смерть…
Никто из современных художников не
приходил к раздумьям о смерти чаще и
сосредоточеннее Клингера. Никто не вникал глубже
в молчание потустороннего рока, стерегущего ужас
людей.
Смерть. Она не знает пощады. Она на
конце всех дорог. Ее неумолимая близость равняет
все жребия. Счастливых и страдающих, мудрых и
безумных. Перед ней одинаково ничтожны: и воин,
искушаемый призраком славы, и владыка в золоте и
пурпуре, умирающий как раб у подножия пышного
трона, и матрос, заброшенный бурей на скалы, и
девушка за работой на родном поле, и ребенок в
колыбели, около матери, беззаботно уснувшей на
скамье, близ вечернего пруда…
Смерть таится везде. У нее тысяча форм
и символов. Она подкрадывается к человеку, когда
он меньше всего ожидает и когда устал ждать, -
безжалостная, немая смерть, то
насмешливо-злобная, как скелет в монашеском
одеянии, как стая воронов, врывающихся в
больничные покои, то печально-тихая, как белый
ангел…
И художник настаивает на вещих образах
упорно, методически, с безжалостной
утонченностью того, кто не щадит других, потому
что не щадит себя. Эти гравюры о смерти
чередуются перед нами, законченные,
неотвратимые, словно видения "Меланхолии"
Дюрера, читающей на небе слово Vanitas, и от них идет
поэзия вкрадчивой грусти и тишины, напоминающая
строки Верлена:
Je suis un berceau
Qu'une main balance
Au fond definite'un caveau.
Silence, silence…
Но значит ли это, что смерть
опровержение жизни? Значит ли это, что люди
должны предаваться отчаянию в ожидании
последнего часа?
Нет. Надо превозмочь скорбное знание о
страшном, неизбежном конце. Художник говорит нам:
"Страшны формы смерти, но не сама смерть".
Нет, потому что есть нечто более сильное, чем
правда смерти, - правда красоты.
Красота побеждает смерть. В лучах
красоты дух человек приобщается к вечности. В
красоте - его предчувствие о непостижимой связи
земного бытия - слабого, временного, случайного с
тем безначальным и непреходящим бытием, которое
он называет: Вселенная.
Так раскрывается нам смысл этой
молитвы. Та же молитва звучит во всем творчестве
Клингера. Вот почему от большинства его
произведений веет таким строгим покоем, такой
торжественной примиренностью, несмотря на
преобладание в них мрачных мелодий.
Многократность дарования
Макс Клингер - натура созерцательная,
замкнутая в себе и притом глубоко
аристократическая. Жизнь этого человека -
непрерывное горние духа на одиноких вершинах.
Его глаза обращены к вечности! В его мастерскую
не доносится шум мелких и суетных будней.
Искусство его отвечает только на самые великие и
опасные слова.
Макс Клингер - мыслитель,
унаследовавший не одну печаль и не одну
мучительную надежду от Шопенгауэра и Ницше, -
мыслитель переживший все нравственные трагедии
своего века, опускавшийся во все темные колодцы
современного сознания и скитавшийся, может быть
дольше других, в забытых странах у могил богов.
Но прежде всего он художник, художник в
полном значении слова, с воображением
отзывчивым, с душою открытой для всех искушений
красоты.
Многогранность его творческой
деятельности необычайна. Нет области искусства,
в которой бы он не испробовал своих сил. Он не
только рисовальщик, гравер, живописец, скульптор,
редкий знаток обработки металла и драгоценных
камней, - он также хороший музыкант и писатель (не
сколько лет назад вышла в свет замечательная
книга его об искусстве, озаглавленная: Malerei und
Zeichnung).
Эта способность Клингера чувствовать
красоту во всех ее проявлениях (хотя и не с
одинаковым совершенством) - в красках, в линиях, в
формах, в звуках - сказывается в его работах
волнующей сложностью настроений.
В известных случая он действительно
достигает "слияния искусств". Его
раскрашенные мраморы настолько же скульптурны,
насколько живописны его картины - философские
поэмы с пластическим содержанием. Но в этом
смысле особенно многозначительны офорты.
Значение Клингера как графика очень
велико. В этой области у него только один
соперник - Бердслей. Так же, как Бердслей, он -
истинный enfant du siecle, caвороженный тенями
мистических глубин. Но его творчество совершенно
противоположно по духу. Бердслей - жрец
современной Астарты, кудесник демонического
сладострастия. Клингер - мистик из семьи Дюрера и
Гольбейна. Скорбная вдумчивость, созерцательная
мечта, драматический пафос, изредка оттененный
юмором, придают его офортам характер величавой и
строгой поэмы; их демоническая острота таится
глубоко и растворяется в чарах пантеизма; их
символы всегда воплощают большие мысли и большие
чувства, с которыми надо интимно сродниться,
чтобы различить, сквозь волшебство внешней
образности, скрытую страсть и признание душевной
муки. Здесь - родство Клингера с музыкой Брамса,
которую он любил и знал наизусть.
Симфонии Брамса - многозвучные, то
замирающие, то растущие, шепоты, за которыми
слышатся сдержанные крики боли и счастья; в
звуковых сумраках его аккордов - стыдливость
самосознания, не желающего быть понятым слишком
ясно.
Эта стыдливость угадывается и в
офортах Клингера, часто сумрачных от сдержанного
трагизма.
Офорты
Они образуют отдельный цикл, или серии
из нескольких рисунков с заглавием. Как музыка
Брамса, они оставляют впечатление музыкальных
пьес с необычайно сложным контрапунктом. Все
капризно, неожиданно, и в тоже время все
закономерно. Каждый штрих, каждая на первый
взгляд случайная черточка имеет свое значение;
одна подробность вытекает из другой с
необходимой последовательностью; одна страница
незаметно дополняет другую; тема постепенно
разветвляется, растет, становится богаче,
убедительнее, и связующее настроение выступает
из узора светотени, резкое и сильное, как
приказание.
Таких серий за время от 1879 до 1898
тринадцать. Из них наиболее замечательны:
"Найденная перчатка" (1879-1880г.), "Ева и
будущее" (1880г.), "Intermezzi" (1879-1881г.),
"Жизнь" (1881-1884г.), "Любовь" (1879-1887г.),
"Фантазия Брамса" (1894г.) и две серии "О
смерти" (1889-1898г.).
Я никогда не забуду восхищения,
внушенного мне офортами Клингера, когда я увидел
их впервые, лет пять тому назад, в мюнхенском
Kupferstichkabinet… Меня поразило и очаровало это
странное чередование реалистической
наблюдательности и безумных вымыслов, это смелое
сочетание трагических аллегорий с мистикой
средних веков, это смешение романтизма,
эллинизма и современности!
В гравюрах Клингера сталкиваются
все мировоззрения, призраки всех столетий,
тревожные тени всех раздумий и грез. В них -
многострунность нового Человека: противоречивые
страдания его мысли, его порывы к неизвестному,
его любовь к тайнам, все сомнения его ужаса и
сладострастия, все ожидания его молитвенных
часов.
Клингер создал свой графический
стиль, вполне законченный, вполне индивидуальный
и необыкновенно характерный для нашей эпохи.
Офорты Клингера, несомненно, останутся.
Масляные картины
Этого впечатления не производят
масляные картины художника. Ни "Суд Париса",
ни "Распятие", ни "Pieta", ни в особенности
"Христос на Олимпе". К ним надо привыкнуть,
чтобы примириться с ними. Полюбить их трудно. Все
они интересны, значительны даже, но с точки
зрения психологии автора, а не достигнутой формы.
Клингер далеко не владеет кистью так же свободно,
как граверной иглой. Его уверенный и убеждающий
рисунок утрачивает свою напряженность, когда ему
приходится подчиняться краскам. Кроме того,
Клингер не знает тайны больших композиций, тайны
внешнего и внутреннего взаимодействия фигур на
холсте.
В его картинах мыслитель побеждает
живописца. Все внимание обращено на логическую
разработку темы. От этого теряет
непосредственная красота изображений. Они
начинают казаться надуманными, теоретическими,
рефлективными. Не чувствуется в них
самостоятельной жизни. Словно они притворяются
живыми и многозначительными. Отсюда один шаг до
того неприятного маньеризма, который столь
распространен среди немцев.
Когда живописец хочет слишком многое
доказать, то в конце концов он доказывает только
то, что для живописи иногда несравненно важнее
чуткая впечатлительность художника к природе и
непосредственная любовь к ней, чем
глубокомыслие.
Рассудочность мешает
Клингеру-живописцу, когда он бывает вынужден
подойти ближе к реальной видимости природы,
покинув миры отвлечений, когда эта видимость
перестает быть средством для его мысли, а
делается целью сама по себе.
Вся сила офортов Клингера именно в том,
что они представляют из себя чистейшую
кристаллизацию мысли - в "черном и белом", -
результаты самоуглубленного созерцания, а не
чувств природы. Главное, что поражает в них,
волнует, покоряет - это выразительность
мельчайших подробностей, это философская
архитектурность общих очертаний, другими
словами - то, что я назвал бы начертательным
контрапунктом.
Обратим внимание на одну деталь.
Клингер любит окружать свои изображения рамой.
При этом, рама для него не только необходимый
переход от пустой белой бумаги к рисунку.
Стильные оправы ему нужны, как нужны симфонисту
вступления и финалы для andante или allegro vivace. Они
незаметно досказывают мысль, выдают ее
магическим намеком или общим аккордом линий.
"Христос на Олимпе"
Клингер хотел бы достигнуть той же
полноты впечатлений и масляными красками, но не в
силах. Несмотря на могущество таланта, в картинах
он обнаруживает тот же разлад, который отметили у
более его молодого современника, Франца Штука, -
разлад формы и замысла. Пейзажи Клингера часто
кажутся искусственными, придуманными (панно в
National-Galerie, Берлин); движения его фигур несколько
театральны, а иногда просто фальшивы и мертвы,
как оцепенение, встречающееся на
фотографических снимках.
Пример - "Христос на Олимпе" (1897г.).
Остановимся на этой картине. Она вызвала
множество толков. Я видел ее два раза; сначала на
выставке в Берлине, потом в венской Moderne-Galerie, и не
мог побороть в себе враждебного к ней чувства.
Христос на Олимпе… Именно от Клингера,
казалось, можно было ждать откровения в такой
картине. Еще в очень молодые годы он дал серию
замечательных рисунков на тему "Христос". Но
художник обманул все ожидания. На изображенном
им Олимпе, в сущности, нет ни Христа, ни древних
небожителей: натурщики и натурщицы, вооруженные
эмблемами греческой мифологии, стоят в застывших
позах вокруг бледного человека в светлой
одежде… И ничего больше. Только потом,
вглядевшись в картину, начинаешь замечать ряды
мелочей "со значением", ряд символических
намерений, по которым, при известном старании,
можно восстановить общий замысел художника.
Относительно этих намерений немецкие критики
написали немало доверчивых комментариев. К
сожалению, никакими критическими комментариями
не заменить той поэзии, которую автор хотел, но не
сумел выразить. Картина тенденциозна и не
гармонична; ее губит холод надуманных эффектов;
во всех деталях видна усталость неудавшихся
усилий.
Гораздо проще и убедительнее другие
холсты Клингера: "Распятие", "Pieta" и
(столь противоположная им по характеру)
небольшая картина "Сирена", изображающая
бешеное объятие мужчины и морской
полудевы-полурыбы, в зеленых поднятых бурей
волнах.
Национальные черты
Чтобы узнать и полюбить как следует
человека, не достаточно быть благодарным ему за
добро, надо еще и простить причиненное им
страдание. Чтобы полюбить художника, не
достаточно убедиться в его достоинствах, надо
еще увидеть и понять его недостатки.
У Клингера - качества и недостатки
немца. Подобно творчеству Беклина, и его
творчество имеет глубокие корни, корни, уходящие
в самые недра германского духа.
Германец по природе своей -
умозрителен. Он так же естественно тяготеет к
отвлеченностям и символам, как француз или
итальянец к художественной конкретности форм.
Оттого в Германии так много
художников-мыслителей и так мало
мыслителей-художников, - такое отсутствие
эстетического вкуса и такое излишество теорий
эстетики. То, что я называю недостатком Клингера,
рассудочность, есть недостаток большинства
германских художников. Эта рассудочность легко
переходит в своеобразную манерность, в нечто
холодное, тяжелое и жеманное. Вот источник
специфически-немецкого "дурного вкуса", с
которым так страстно боролся Ницше.
С другой стороны, той же
умозрительности обязано германское творчество
многими великими качествами. Воображение
германца не скользит по поверхности явлений,
чаруясь ими, оно стремится уйти вглубь, за
явления, и подняться над ними; оно становится
созерцанием. Германец хуже понимает
божественную видимость природы, но он тоньше
чувствует божественность невидимого в ней. (Не в
этом ли различие между стилями романских народов
и готикой?).
Дух Севера и современность
Европейское искусство XVII - XVIII
столетий, чувственное, мягкое, окрыленное, вышло
из Италии и Франции. От него веет изяществом
романского "язычества". И вот после довольно
долгого периода неустойчивости и борьбы, после
побед, одержанных искусством над
ложноклассицизмом и ложнонатурализмом - оно
подчинилось влиянию германской расы. "Духом
Севера" пронизана эстетическая культура
современной Европы. То, что еще многие у нас
наивно говорят об "упадке", показывает ни
что иное, как болезненность перехода от одного
способа видеть к другому. Потому-то в России
боязнь "декадентства" пройдет не скоро;
русское общество находилось слишком долго под
влиянием эстетики итальянцев и французов.
Новое искусство - помимо разных, в том
числе и узконациональных особенностей у разных
народов (ибо человечество уже начинает жить, на
известной глубине самосознания, общей
культурной жизнью) - новое искусство, по
характеру своих внушений, по своим воздействиям
на нашу эстетическую совесть, близко подходит к
готике. Конечно, столетия страшно изменили
идейное содержание художественного творчества;
современная неоготика не религиозна в прямом
смысле. Но мистицизм остался прежний. Между
мистиками Метерлинком, Дудле, Клингером, с одной
стороны, и строителями средневековых соборов и
украшателями средневековых библий тысяча
тонких, как паутина, и крепких, как сталь, нитей.
Иные идеи, та же бессознательность. Тот же "дух
Севера", дух германской расы, дух
фантастических грез, смертельного ужаса и
проникновенного идеализма вновь коснулся
искусства.
С этой точки зрения Макс Клингер
интересен, значителен не только как выразитель
своей национальности, но также как один из
глубоких выразителей всего современного нам
искусства. Подобно музыке Вагнера и Брамса,
подобно драмам Ибсена, подобно пророчествам
Ницше, лучшее в творчестве Клингера - новая,
непрочитанная нами страницы той таинственной
книги, которую пишет бессознательность народов,
претворенная в сознании одиноких гениев.
Скульптура
К лучшему в труде Клингера, кроме офортов,
принадлежат и некоторые скульптуры.
Он сделался скульптором сравнительно
поздно. Ему было около тридцати лет (1887г.), когда
он впервые вылепил несколько рельефов, чтобы
заключить их в раму к своей картине "Суд
Париса". (Украшать скульптурой рамы картин -
одна из находок Клингера). Серьезные занятия
ваянием он начал только в 92-93 гг., после
четырехлетнего пребывания в Италии, под влиянием
"мраморных богов", божественных мраморов
Рима. К тому времени относится создание двух
бюстов "Саломея" и "Кассандра". Это,
насколько я знаю, в наши дни один из
интереснейших опытов полихромии.
Со временем, он все более и более
сосредотачивался на ваянии. Вместе с тем его
творчество сделалось жизнерадостнее,
гармоничнее. Итальянское солнце укрепило в нем
язычника (заметим, что офорт "an die Schonheit"
сделан после Италии). В его мастерской стали
обычными гостями атлеты, танцующие и купающиеся
девушки из бронзы и мрамора; в его руках выросла,
как чувственный цветок, прекрасная Амфитрита с
золотыми волосами, и ему улыбнулась склоненная
над лебедем Леда.
Так было приблизительно до конца 90-х
годов. Затем все помыслы Клингера обратились к
одной цели, к одному величавому образу, - к образу
Бетховена, недвижного в кругу херувимов,
трепетно внимающих его мечтам, где-то в
заоблачном мире снов и неземных песен, куда
залетают только орлы царственных вдохновений.
"Бетховен"
"Бетховен" окончен в 1902 году.
Клингер выставил его в венском Сецессионе. Эта
выставка - событие исключительное в жизни
современного искусства. Она может служить
примером для всех художников (особенно русских),
примером того, как сильна дружная, совместная
работа молодых сил в борьбе с окружающей
пошлостью и застоем, когда эту работу
воодушевляет бескорыстная вера в искусство.
Передовые венские художники
(несколько лет перед тем сплотившиеся в
самостоятельное общество "Secession") решили
отказаться, в честь Клингера, от своей обычной
годовой выставки и устроить такую выставку своих
произведений, которая явилась бы только
достойной оправой для величавой статуи
берлинского мастера.
Затея удалась вполне. Помещение
Сецессиона было отделано заново; и все в этом
помещении, начиная с размеров и расположения
комнат (в строгом, прямолинейном стиле Ольбриха),
и кончая мельчайшими подробностями убранства,
было подчинено одному настроению:
"Бетховен"… Он царил нераздельно на Венском
Сецессионе 1902 года, как божество в светлой
часовне, разукрашенной символическими фресками,
скульптурными фонтанами, изразцовой мозаикой и
самыми прихотливыми сочетаниями золота, черного
дерева, чеканеной меди, перламутра. Каждый
художник молодого общества внес в дело долю
своего воображения и вкуса. В общем впечатление
получилось очень изысканное и стройное.
Эта выставка была торжеством Клингера.
Творчество по заслугам. "Бетховен"
останется гордостью начала XX-го века. Перед нами
поистине новое слово на языке пластики. Я говорю
не только о выразительной красоте самой фигуры; я
имею также в виду изумительную технику статуи.
Надо понять, с каким благоговейным вниманием
подобрана эта гамма нежно-цветных мраморов и
гранитов; надо понять, как художественно
выисканы очертания этого кресла, вылитого из
темной бронзы и разубранного слоновой костью и
драгоценными камнями; надо почувствовать,
сколько тут вложено в каждую деталь знания,
труда, мысли, вкуса, любви к форме и к материалу,
чтобы оценить дар Клингера.
Да, это большой художник. Когда
вдумаешься в "Бетховена", тогда становится
ясно, что есть люди, для которых искусство не
"забава и роскошь", а великое страдание,
великая любовь и священнодействие.
Клингер - один из них, один из тех,
которые отдают всю свою душу призракам, один из
тех, которые умеют молиться тайнам Красоты.
С.К. Маковский, "Страницы
художественной критики", 1906г
2000 Russian Gothic Project
..