Обри Бердслей
Современная графика Есть предвидения, чувства и мысли, которые могут быть выражены только графикой. Ни живопись, ни скульптура, ни музыка не передают их чар. Есть полусознательные угадывания и утверждения духа, требующие линии, черты, знака, чтобы сделаться красотой; настроения грусти, иронии и ужаса — воплотимые только в черных штрихах. Есть поэзия острых подобий и контрастов, символы, чистые и демонические, которым мы можем дать форму только пером или иглой. Мистика начертаний. Таинственные проникновения глаза в лабиринты духовных сумраков. Последние пиры воображения на рубежах постижимого. Чем интеллектуальнее век и утонченнее его пытливость и смелость образной мысли, тем больше в его творчестве тяготений к этой магии, в черном и белом, к графической стилизации, к изощрённостям и преувеличениям рисунка. Переживаемая нами эпоха, исключительно интеллектуальная и пытливая, обогащенная опытом всех культур, возродила графическое искусство, почти забытое предыдущей эпохой эстетической и умственной грубости. И все сокровенные вожделения современности к свободе ассоциаций, к изысканному индивидуализму, к характерности наблюдений, к пламенным глубинам религиозного и демонического чувства обрели язык линий и светотени, на котором иногда можно сказать больше, чем краской, и звуком, и пластикой. Когда-нибудь, через много лет, когда современная эпоха станет далеким прошлым, для того чтобы постичь ее трагедию, надо будет вернуться к произведениям наших графиков. И, может быть, все, что мы, слишком близкие им, склонны назвать бредом, болезнью, безумием или случайным капризом таланта, представится тогда страшной правдой. Эта страшная правда — в рисунках Обри Бердслея.
Бесовский театр
Теплицы порока
И у порока свои дворцы и подполья и свои теплицы. Как цветы, взлелеянные рукой знатока в стеклянных оранжереях с искусственной влагой, как махровые, причудливо-яркие и странно-бледные цветы, забывшие о родных лугах, — в них возникают видения, извращенные и красивые. Теплицы порока. Сады пресыщенного сладострастия. Мир хрупких искушений, призрачных в своей необычности, мистических — своей остротой. Отрава слишком тонких курений и слишком изысканных форм. Вкрадчивость диссонансов, чарующих, как музыка. Чувственность, похожая на жестокость. Бесстыдство холодное, как целомудрие. Видения — орхидеи души, влюбленной в свою неутолимость. Образы — химеры, точно больные стебли растений, не видавшие солнца, никогда не видавшие солнца, и неба, и звезд. В начале новеллы “Under the hill”1, написанной и иллюстрированной Бердслеем, описывается у входа в замок богини Елены сад, где стоит герой фантастического рассказа аббат Фанфрелюш: “Вокруг него сонно качались странные цветы, тяжело свисая от благоуханий, сочась ароматами; росли мрачные безымянные травы, которых не найти даже у Менцелиуса. Огромные бабочки со столь богатой окраской крыльев, что, казалось, они накинули дорогие вышивки и парчи, дремали на столбах ворот, и глаза их, раскрытые, горели и пылали сетью огненных жил. Столбы были высечены из нежно-цветного камня и возвышались, словно гимны, славящие радости, так как с основания до верхушки каждый был украшен резьбой, изображающей любовные сцены и свидетельствующей о столь хитроумной изобретательности и столь любопытных познаниях, что Фанфрелюш замешкался, их разглядывая. Они превосходили все, что Япония до сих пор воспроизвела в своих maison vertes, что когда-либо украшало прохладные ванные кардинала Ла-Мотт...”. Вы чувствуете с первых же строк, как вас охватывает тепличный воздух. Нега волшебства завладевает мыслью. Вместе с золотокудрым аббатом Фанфрелюшем вы “ускользаете из мира” и больше ничему не удивляетесь. Даже в голову не приходит не соглашаться. Слишком ясно, что художник — колдун, но не обманщик. Его эпикурейство, не знающее моральных предрассудков, манерное щегольство, его ирония и дерзость аристократизма так художественны и непринужденны, что не вызывают ни тени досады. Парадоксальность Бердслея — не поза, но органическая потребность фантазии. В часы творчества он действительно живет жизнью эфемерных созданий, о которых грезит, заражается психологией своих марионеток, участвует с шутливой серьезностью в их пиршествах, любуется роскошью их наслаждений и тоскует вместе с ними...
Призраки
Синтез
Два пути от Россетти
Берн-Джонс и Бердслей
Оргии Астарты
Фелисьен Ропс
Рай греха
Точность
Маски
(c) 1999 Russian Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..